Светлана Бобровская
Экспериментальная деятельность в детском саду
Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев «Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого современного ребенка. Детство – это именно то самое замечательное время, та самая радостная пора, когда происходят новые, интересные и необъяснимые открытия. Сегодняшний день, наше Государство и общество требует, что бы ребенок вырос здоровым, крепким, творческим, думающим, инициативным, с активной жизненной позицией, с умением самостоятельно решать поставленные задачи, принимать решения в отношениях с окружающим миром, социально подготовленным к взрослой жизни. Известный отечественный психолог Н. Н. Поддьяков выделяет деятельность экспериментирования в качестве основного вида поисковой деятельности детей, претендующей, по мнению ученого, на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, познавательную активность. Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников. Первый вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что она организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Занятия с использованием экспериментирования строятся таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием, как видом деятельности, но его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью идет от самого ребенка. Он выступает, как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. По утверждению Н. Н. Поддьякова, детское экспериментирование – это, прежде всего, активно-преобразующая самостоятельная исследовательская деятельность детей. Детское экспериментирование не задается взрослым заранее в виде жесткой схемы, а строится самим ребенком по мере получения новых сведений об объекте. Мотивом детского экспериментирования является получение новых знаний и сведений об объекте. Занятия по экспериментированию имеют следующую структуру. В начале занятия педагог предлагает детям ситуацию, разбирает вместе с детьми ее особенности и различные возможные действия в предложенной ситуации. На втором этапе дети самостоятельно ищут и активно обсуждают возможные способы решения проблемной ситуации, определяют способы действия с предложенными материалами, и осуществляют эксперимент в соответствии с принятым решением. Воспитатель становится «Незнайкой», незаметно, с помощью своих вопросов, высказываний, наталкивает ребят на перебор разных вариантов способов обращения с предложенным материалом. Подобными действиями педагог инициирует дальнейшее развитие детского исследовательского поиска в экспериментировании и выражает веру в то, что дошкольник сможет самостоятельно сделать свое открытие – найти свой способ действия в предложенной ситуации. Открытия, которые совершает дошкольник, сопровождаются яркими эмоциональными переживаниями. Наряду с радостью решения конкретной проблемы ребенок переживает радость познания своих возможностей, что дает ему уверенность в своих силах и побуждает к новым экспериментам. На заключительном этапе воспитатель вместе с детьми разбирает используемые ими способы действия в предложенной ситуации. Это дает возможность дошкольникам наиболее полно увидеть все возможные способы обращения с предложенным материалом и тем самым стимулирует их к проведению новых экспериментов, как на занятии, так и в самостоятельной деятельности вне занятий. Ситуация экспериментирования дает ребенку большие возможности для общения со сверстниками и воспитателем. При этом ребенок и воспитатель могут выступать равноправными партнерами по деятельности. В своих трудах Н. Н. Поддьяков отмечает, что для детского экспериментирования характерна чрезвычайная гибкость. Она проявляется, когда в процессе деятельности ребенок получает неожиданные результаты и вследствие этого меняет направление деятельности. По мере получения новых знаний об объекте дошкольник может ставить перед собой новые более сложные цели и пытаться их решить. Экспериментирование используется в разных видах организованной образовательной и самостоятельной деятельности. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе должен быть создан специальный уголок для экспериментирования, в котором должны быть различные материалы (природный, бросовый и т.п.), приборы (микроскопы, лупы, весы, магниты), пособия и предметы, необходимых для проведения опытов. Наличие разных материалов позволяет ребенку действовать вариативно и преобразовывать ситуацию разным образом. В предметно-развивающую среду группы необходимо включать детские энциклопедии, атласы, географические карты, глобус, книги по интересам детей, папки с разнообразным иллюстративным материалом, дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей. Предметно-развивающая среда дает ребенку возможность практически действовать с объектами и с помощью своих действий получать знания об объектах, действовать самостоятельно и общаться со сверстниками и педагогом. Необходимо поддерживать собственные исследования ребенка, давать ему больше возможностей экспериментировать с разными предметами, материалами, формируя в детях мотив, связанный с внутренним желанием узнать новое. Таким образом, можно отметить, что экспериментирование является эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира. Эта форма работы с детьми имеет огромный развивающий потенциал. В процессе экспериментирования дети определяют проблему и самостоятельно ведут активные поиски ее решения, выдвигают гипотезы и реализуют их на практике, самостоятельно делают выводы. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей, интеллектуальных и волевых качеств. Мотивационной основой экспериментирования является познавательная активность, которая выражается в вопросах, возникающих у ребенка, в самостоятельности решения им познавательных задач, в возникновении интереса к строению и функционированию предметов. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
14 февраля 2017 в 19:31
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.