Светлана Бобровская

Подготовительная работа по формированию правильного произношения у дошкольников

  Подготовительная работа по формированию правильного произношения у дошкольников

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать слова между собой, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли.

К 5-летнему возрасту ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений.

Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

Родители могут помочь своему ребенку, занимаясь с ним речевой (артикуляционной) гимнастикой. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики с ребенком 4 лет поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5 – 6 лет – подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.

Перед тем как приступить к занятиям, родители должны четко знать, какие звуки у ребенка нарушены, знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.

Попросите ребенка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, небо, подбородок, уголки рта, правую и левую щеки.

Закрепить с ребенком знание частей тела и лица поможет вам

игра «Сказочка – указочка».

Взрослый читает стихотворение и вместе с ребенком показывает части лица и артикуляционные органы.

Не устала ты пока,

Покажи моя рука:

Это – правая щека,

Это – левая щека.

Ты сильна, а не слаба,

Здравствуй, верхняя губа,

Здравствуй, нижняя губа,

Ты не меньше мне люба!

Есть у губ одна черта –

В них улыбка заперта:

Вправо – правый угол рта,

Влево – левый угол рта.

Подбородок тянем вниз,

Чтобы с челюстью отвис.

Там – к прогулкам не привык –

Робко прячется язык.

А вокруг-то – целый ряд –

Зубки нижние стоят:

Боковые слева, справа,

Впереди – зубов оправа.

Нёбо вместо потолка

Есть во рту у языка.

А когда открылся рот,

Язычок пошёл вперёд.

Интересная картинка:

Есть и кончик, есть и спинка,

Боковые есть края –

Всё про ротик знаю я!

22 марта 2017 в 05:03

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.