Светлана Бобровская

Артикуляционная гимнастика - эффективное средство формирования правильного произношения

 Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).                                                   

Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных звуков.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы  дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду (родителю) не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день. Выполняется гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки. Необходимо добиваться четкого, точного выполнения движений. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно темп увеличивается. Возможно и желательно выполнение гимнастики под счет, с хлопками.

Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом. Знакомство с упражнениями артикуляционной гимнастики проходит в игровой форме, так как сухое объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения перед зеркалом утомительны и мало доходчивы не только для детей, но и для взрослых. Поэтому звуки преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый Язычок. Каждая песенка Язычка связана с определенным конкретным образом: звук З – с комаром, звук Ж – с большим жуком, звук Ш -  с сердитым гусем и т. д. Это конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый звук с соответствующей картинкой, а в более старшем возрасте – с буквой.

Подготовительные упражнения и ознакомление с артикуляцией звуков даются в форме сказок о Веселом Язычке. В этих сказках полость рта называется домиком языка, кончик языка – хвостиком, твердое небо – потолком, нижние зубы – крылечком, верхние зубы – дверкой, а выдыхательная струя при артикуляции звуков – ветерком.

Знакомство с Язычком и его домиком

Язычок наш не скучает.

В доме сказки сочиняет.

Сказки эти мы расскажем,

Упражнения покажем.

 

Открываем ротик – дом. Кто хозяин в доме том? В нем хозяин – Язычок.  Он удобно в доме лег.

(Упражнение «Лопатка»: широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 сек. )

В этом доме две стены. Это щеки нам видны.

Могут стены в дом втянуться, а потом, как шар, раздуться.

(Надувать и втягивать щеки.)

Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают.

Двери – зубы. Осторожно. Закрываются надежно.

(Широко улыбнуться. Обнажить верхние и нижние зубы.)

Двери – губы гибкие. Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться, после снова улыбаться.

(Растянуть губы в  улыбку. Собрать губы в «трубочку».)

Очень любит чистоту, в домике своем – во рту. Двери шире открывает: воздух свежий он впускает. (Открывать и закрывать рот)

Время даром не теряет: губы-двери вытирает. (Упражнение «Вкусное варенье»: высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта)

Моет двери он вторые – наши зубы. Ротик шире. (Упражнение «Почистим зубки»: рот держать широко открытым. Облизывать языком  верхние и нижние зубы с внутренней стороны.)

Вот теперь он все убрал, на лошадке поскакал. (Упражнение «Лошадка»: рот открыть и не закрывать. Улыбнуться. Медленно щелкать языком, присасывая его к небу. Растягивать подъязычную связку.)

 

 

22 марта 2017 в 05:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.